Зодчие

Несомненно, интересным является вопрос о столь оригинальном внешнем виде церкви  Никольский храм.  Украшенная по фасадам орнаментом из фигурного кирпича и многоцветных изразцов, завершающаяся ярусами нарядных кокошников, Никольская церковь является удивительным и значимым памятником архитектуры XVII века.



Обычно русские храмы имели облик пятиглавого собора или состояли из трех частей: собственно храма, прилегающей к нему трапезной и высокой колокольни. Время построения храма – время расцвета русских кирпичных форм. Храм имеет пять верхов–глав, из которых одна большая – над главным четвериком, а четыре остальных – над отдельными приделами. Никольский центральный храм архитектор гармонично соединил с приделами, украсив здание нарядным декоративным убором, характерным для зодчества середины ХVII столетия. Многопрестельность и, как следствие, редкий внешний вид, скорее всего, явились выражением воли заказчика, решившего посвятить храм малораспространенным русским и византийским святым, которые ассоциировались с памятью о дорогих ему людях.


Павел Сидорович Потехин


Зодчим Никольского Храма был крепостной архитектор – Павел Сидорович Потехин.  Он родился в селе Кадницы на Волге в семье кузнеца Сидора Кобякова, получившего в селе прозвище Потешка за то, что постоянно участвовал в сельских скоморошьих играх – потехах. У Сидора было четверо сыновей.   После смерти отца, двое младших сыновей  попали в строительную артель, которой покровительствовал князь Д.М.Пожарский. В 1644г., после кончины князя артель пригласил Михаил Яковлевич Черкасский для возведения в селе Павловское-на-Оке нового собора Спаса Преображения. Павла Потехина вначале поставили на самую простую работу, однако после смерти Кирилки Иванова возглавлявшего строительство собора, Павлу отдали надзор над окончанием строительства. По разным источникам, Павел Потехин был крепостным сначала Шереметевых, потом – Одоевских, а позднее – Черкасских. Артель Потехина, собранная им в Кадницах, работала на все три знатные семьи. К 1670-м гг. в ней насчитывалось 93 мастера, среди которых были не только каменщики, но и резчики по камню и дереву, и плотники, и кузнецы, иконописцы и золотильщики. Все мастера были очень высокого класса, и при этом каждый мог при необходимости подменить другого.
 

Помимо строительства Никольского храма в Никольском-Урюпино,  артель Потехина работала над созданием других храмов Князя Одоевского:  в 1667 году был построен Храм в честь Архангела Михаила в Архангельском, в 1672 Казанская церковь в Марково.

 


С 1670 года Потехин работал над заказом князя Черкасского на Волге, в Макарьеве-Желтоводском монастыре, где были выстроены Святые ворота и надвратная церковь Михаила Архангела. 

 

 

В 1675 году князь Черкасский заказывает Потехину перестройку  своего подворья в Московском Кремле. В течение нескольких лет зодчий возвел новые четырехэтажные палаты «на погребах», служебные постройки и два храма – во имя Тихвинской Иконы Божией Матери и Бориса и Глеба. 
 

В 1677 году Князь Черкасский поручил Потехину перестройку обветшавшего деревянного Троицкого храма в Останкино, в 1688 году началось строительство монастырского ансамбля в нижегородской вотчине князя Черкасского. Во время строительства монастыря Павел Потехин начал жаловаться на здоровье: стало сдавать зрение, из-за болезни ног мастер уже не мог подниматься на леса и лично наблюдать за качеством работ. 16 ноября 1691г. Князь Черкасский отстранил зодчего от работ и назначил вместо него его учеников.  Сам же Потехин отправился в родные Кадницы, к сыновьям.
 

Сегодня сохранились великолепные творения П. С. Потехина, по которым мы можем судить о высочайшем даровании этого  крепостного зодчего, всю жизнь посвятившего созиданию  красоты. 
 

Михаил Доримедонтович Быковский


В 1840 – 1850 годах созданием колокольни, переделкой интерьеров созданием  Казанского предела и иконостаса в Никольском Храме занимался известнейший русский архитектор М. Д. Быковский.  
 

Сын обрусевшего поляка Дормидонта Быковского (Dormidont Bykowski) — столяра и резчика по дереву — мастера по иконостасам, Михаил Быковский получил хорошее по тем временам домашнее образование, с 1816 года был учеником  Доменико Жилярди.
 

В 1817—1823 был помощником Жилярди на постройках в Кузьминках, Останкине, Гребневе.  С помощью Жилярди в 1820-е годы,  Михаил Доримедонтович приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы, Орловы-Давыдовы, Панины и т.д). 
 

С 1823 года преподавал в Московском дворцовом училище (официально зачислен в штат в 1825); после смерти отца в 1824, чтобы поддержать семью, на время вернулся к отцовскому ремеслу.
 

В 1829 по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена — начальный ранг квалифицированных архитекторов); академиком он стал в 1831, защитив конкурсный проект и получив право на стажировку в Европе. 
 

Благодаря таланту и упорству, не имея систематического образования, в тридцать лет он получил звание академика за один из выполненных проектов. К Быковскому пришла известность, и заказать у него проект считалось более престижным, чем у заезжих архитекторов. 
 

Вот что пишет о Быковском журналист Борис Арсеньев: «В летописи московского зодчества его имя олицетворяет целую эпоху. Творчество архитектора подводит черту под блестящим периодом послепожарного ампира и знаменует начало нового этапа – эклектики. Деятельность Быковского была кипучей и многогранной.
 

Он много проектировал и строил, преподавал в Кремлевском дворцовом архитектурном училище, основал Художественный класс – прообраз знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, создал первое в России Архитектурное общество…
 

Отказ от слепого следования позднееклассической догме, большая свобода творчества – таковы были принципы, которые громко отстаивал М. Быковский».
 

по материалам Калининой Н.Г. и сайта www.hramy.ru

 

Проезд
Официальный сайт Никольского храма с. Николо-Урюпино Красногорский район, Московская область. Одинцовская и Красногорская епархия Русской Православной Церкви. +7 (495) 561 4250